Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов русских лопарей. При этом Н. Харузин ссылается на сход ство верований скандинавских и русских лопарей, а также на «переживания, очень небольшие и очень бледные, кото рые и до сих пор доживают свой век среди лопарей рус ских»208. Этнограф говорит о том, что медведь считался священным животным у саамов, в финляндской Лапландии он имел прозвище «Божья собака», т.к. обладал большим умом, «а силы у него столько, сколько у двенадцати муж чин». Медведю приписывали сверхъестественные способ ности все слышать, что о нем говорят, поэтому его не назы вали по имени, не говорили о нем что-нибудь дурное, а на зывали «ласкательными, либо почтительными именами», чаще всего - «дедушка», что говорило об уважительном от ношении к животному. Харузин указывает на сохранив шуюся у саамов легенду, в которой медведь единственный из животных помогает Богу перейти через болото, чем за служивает награду - «позволение во время самых холодных месяцев зимы наслаждаться спокойным сном». У русских саамов этнограф обнаружил легенду о том, что медведь по могает Солнцу объезжать землю по утрам209. В пользу неко гда существовавшего культа медведя у русских саамов Ха рузин приводит сохранившийся в их среде обычай увеще вать животное, чтобы тот не нападал первым на охотника210. Роль оберега выполняли и когти медведей, которые мужчи- 211 ны носили на поясах . Кроме того, изображение медведя присутствует на шаманском бубне. 208Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 198. "09Саамские сказки / Обр. В.В. Чарнолуского. С. 19 ; Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 199. 210Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 204. 21'Волков Н.Н. Российские саамы. С. 77. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz