Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов ди авторов, писавших о лопарях, никто не упоминал об этом божестве. Его имя и поклонение ему хранилось в глубокой 203 тайне со времён далёкой древности»' . У В.В. Чарнолуского описана церемония жертвоприношения первого дикого оле ня Мяндашу204. В народных легендах о Мяндаше отразились древ нейшие тотемистические представления саамов, в частности культ дикого северного оленя. Мяндашу посвящен целый цикл сказок, В. Чарнолуский собрал его в разделе «Мяндаш (Мифы и сказки о диком северном олене)»20'’: «Мяндаш- пырре», «Мяндаш-дева», «Песня о Мяндаше», «Молитва Мяндаша», «Братья-разбойники». Ученый впервые записал миф об олене Мяндаше, долгое время этот миф хранился ими в глубокой тайне, поэтому материал, собранный В. Чар- нолуским, позволил пролить свет на дохристианские верова ния саамов, связанные с диким северным оленем206. Большое количество сказок об олене-первопредке и их вариантов со держится в сборнике «Саамские сказки» под ред. Г.М. Керта в разделе «Волшебно-тотемные сказки о животных». Еще один цикл составляют сказки о медведе. Н. Харузин отмечал, что культ медведя в его время у русских лопарей не сохранился, «трудно себе даже предста вить, что когда-нибудь этот культ существовал»207. Однако на основании того, что культ был распространен среди скандинавских саамов, ученый был уверен, что в древности он существовал, возможно, с некоторыми изменениями, и у 20?Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша. С. 301. 204Там же. С. 304. 205Саамские сказки / Обр. В.В. Чарнолуского. С. 80-114. 206Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша. 207Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 198. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz