Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов где их найти. Ему и в глаза-то взглянуть опасно - ослепнешь и в уме помутишься»199. Легенда о Мяндаше ведет свое происхождение с тех давних времен, когда охота была основным источником су­ ществования предков лопарей. В.В. Чарнолуский во время своих поездок к саамам записал несколько вариантов этой легенды, которую в старину, по-видимому, пели в стихах. В своей книге «Легенда об олене-человеке» он сопоставляет собранные им материалы о Мяндаше с изображениями пермского звериного стиля в Прикамье и обнаруживает ме­ жду ними определенные черты сходства. По его мнению, это свидетельствует о том, что между населением Кольского по­ луострова и Прикамья в начале нашей эры существовали ка- 200 кие-то связи . Значение и происхождение слова Мяндаш современ­ ные саамы затрудняются объяснить. В.В. Чарнолуский дает такое толкование: «Мяндаш» от слова «мьянна» - нежный бархатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих 201 рогов на первом-втором месяце . «В пантеоне саамских божеств особое место занимает Мяндаш. Мяндаш всё время меняет свой облик - то он чело­ век (под крышей своего дома), то человек-олень, то олень златорогий, который несётся по небу, давая земле всякого рода жизненные блага. Этот сложный образ ещё недоста­ точно изучен. Пожилые саамы с большой неохотой расска­ зывают непосвящённым связанные с ним легенды»202. «Сре­ 1 "Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 117. 200Там же. С. 265. ~01Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 62. "02Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 12. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz