Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов диких животных. Облик этого божества зооантропоморф- ный: «Ходит на ногах, как человек, и лицо человечье, только вся в шерсти, как олень». Луот-хозик охраняла и пасла оле­ ньи стада. Она же посылала охотнику дикого оленя. Луот- хозик живет в тундре среди богатых ягелевых полей195. Средний мир населяют тотемные животные: это преж­ де всего олень, ворон, тюлень. Роль именно таких животных не являлась случайной. Саамы делились по месту своего проживания на горных, лесных и морских. Это определяло их мировоззрение, объясняло происхождение. Так, лесные саамы вели свой род от лесных животных, горные - от птиц, морские - от морских животных и рыб. Следы этих верова­ ний сохранились в сказках «Песцовы дети», «Тюленьи лас­ ты», «Как Талушка сватался», «Медвежья сказка», «Дедуш­ ка у внуков», «О диком олене», «Собачий сын», «Собачья сказка», «Про воронов сказка» и др. Сюда же относятся сказки и легенды об олене Мянда- 1QfS ше, от которого саамы ведут свое происхождение . «Был Мяндаш! Мы все, что живём тут, на нашем Тёп­ лом Наволоке, - все мы кровей его жены - Мяндаш-каб, Матрёны»197. «Матрена-то, наша прародительница, - она была за Мяндашем замужем!»198. «Настоящие мяндаши жи­ вут на высокой горе, туда, на запад. Там у них высокая вер­ шина, там у них дом стоит. Они живут в нем и видят все, что делается под горой, внизу: кто идет, кто бежит. Все видят, все знают... А мяндашей никто не видит и никто не знает, ]95Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 152. 196Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 59. 197Там же. С. 83. 198Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 22. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz