Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ное платье - синее, желтое и коричневое (красное - цвета ольховой коры). Вся одежда ее увешана кисточками алого сукна. В руках у нее веретено. Ее дом освещен солнцем, и сама она сидит освещенная солнцем. Вокруг нее и перед нею олени. Они словно летают вокруг ее веретена. Разиайке име­ ет помощников-пастухов, с которыми и управляет стадами лопарей. Она ведет оленей от пастбища к пастбищу, но только летом. В это время стада принадлежат ей, она со своими пастухами охраняет их от зверя и всяких несчастий. Поэтому лопари летом избегают сами пасти оленей, чтобы не идти против воли Разиайке. Считается, что для осеннего сбора оленей лопарями Разиайке втыкает в определенных местах свой чюрвечулт192 для того, чтобы олени собирались вместе и легко их было собирать. Разиайке - богиня общест­ венного характера, между тем она не ко всем людям одина­ ково благоволит. Иному знающему человеку она является во сне и сама дает ему пастухов своих. Ее пастухи невидимы простым людям, между тем человек, получивший их, может уйти от стада в полной уверенности, что олени не только будут сохранены в целости, но даже и умножатся. Лопари на лето всецело предоставляют своих оленей на усмотрение Ра­ зиайке, так как верят, что она и ее пастухи лучше выпасут животных, чем они сами193. Еще одним женским божеством, покровительницей оленей и пастбищ, считалась Л уот -хо зикт . Она посылала оленям богатые оленьим мхом пастбища, оберегала их от |92Чюрвечулт - олений рог. 193МОКМ НВ 3570/56 Л.4 |94Волков Н.Н. Российские саамы. С. 74 ; Харузин Н.Н. Русские ло­ пари. С. 152. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz