Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов гостов186. Характерным атрибутом громовника является кре- 187 мень, которым он высекает огонь - молнии По мнению Н.Н. Харузина, трудно сказать, насколько культ бога-грома исключительно саамский, насколько тут нет посторонней примеси; очень возможно, что на развитие этого культа имела большое влияние мифология скандинавов, с ко­ торыми саамы столкнулись в далекие времена, у скандинавов же культ Тора (Бога Грома) был очень развит188. По саамской легенде, Бога Грома гонится за златоро­ гим оленем. «Великой Тьермес гонит грозовые тучи. Голова его в небо уходит, десять кряжовых сосен - его рост. Зелё­ ный шаст - его волосы, рвут их ветры и никогда не сорвут. В руках его радуга-лук; он молниями бросает стрелы... Тьер­ мес видит добычу и Тьермес смеётся: и громы грохочут, и небо высоко уходит, высоко и падает вн и з ...» 189. Средний мир, кроме людей, населяли боги и духи зем­ ли, воды. Обитатели Среднего мира являются действующи­ ми лицами в сказках саамов. Это сказки о Разиайке190 — хранительнице оленьих стад, помощнице людей, которая пользовалась у них особым уважением. Разиайке живёт в чуме и поёт песни травам, а ягелю даёт рост. В руках она вертит золотое веретенце: в сторону юга завьёт —олени по ветру на север потянутся, на север —олени на юг поворачивают191. Разиайке —женщина средних лет, румяна и белолица. Одета она в суконное цвет­ |86Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 147. 187Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. С. I 70. |88Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 149. '89Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 80. 190Саамские сказки / Обр. В.В. Чарнолуского С 115 |9|Тамже. С. 127. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz