Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов «Оадзь», «Найнас». Все вместе эти тексты дают представле ние о том, как мыслили появление и устройство мира древ ние саамы. О связи небесных героев с людьми говорится в сказках «Дева», «Остров», с нижним миром - в сказке «Оадзь». Аййк - Бог Грома некогда почитался саамами на терри тории всей Лапландии и имел разные имена: Горагаллес, Го- рангаллес, Горанорий, Горесгудск, Адзегадэ, Тиермес, Тьер- мес, Айеке или просто Айя (в переводе с саамского «дед, пра- 185 дед»). Особенно страшен был Бог Грома для колдунов . По одной из легенд, Бог грома родился от девушки и черта, по другой - его тайно родил в скале черт. В одной и другой ле генде Йммель принимает участие в воспитании ребенка- Грома, забирая его к себе. Поэтому, являясь сыном сатаны, Бог грома злой, а как сын Йммеля - добрый. Он преследует нечистую силу и колдунов. В его руках находится власть над жизнью и смертью людей, над их здоровьем и болезнями. Убивает злых и вредных для лопаря духов, бросая в них стре лы-молнии, наказывает нойдов за зло, которое они причиня ют оленьему стаду. Живет в воздухе, слышит речи людей и, если они злословят о нем, сразу же наказывает их. Гром, по представлениям саамов некоторых местностей, происходит из-за того, что Бог грома ходит по тучам. В некоторых мест ностях ему приписывалась власть над морем, водами и вет рами. Стрелы свои мечет Айеке из лука, который явлется ра дугой, и радуга поэтому называется «лук деда». Уже в конце XIX века такое представление о Боге грома не сохранилось, во всяком случае, у саамов Нотозерского и Сонгельского по- |85Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 146. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz