Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов 180 — ческих черт . Иммель признавался лопарями родоначаль­ ником всего саамского народа. Он обитал на небе. До сих пор имя этого бога сохранилось в лопарских географических 181 названиях . Птичка оляпка, принесшая, по саамским по­ верьям, Богу травинку, с которой пошла земля, называется 182 иммель лоаннът , что в переводе значит «Божья птичка» ". Персонифицированный Пеййв-Солнце, в представле­ ниях саамов мужского рода, был особенно почитаем в саам­ ском пантеоне, его изображение как необходимый атрибут присутствовал на саамском бубне. День в понятиях древних саамов начинался тогда, когда Солнце объезжало небо на медведе или олене и правило порядком в мире. Солнцу и его детям посвящен древнейший фольклор коренного народа183. Верхний мир строился по подобию мира людей: у Солнца были дочери и сыновья, которые вступали в разно­ образные отношения с Луной и ее детьми, небесные божест­ ва были тесно связаны с людьми, поэтому могли спускаться на землю и вступать с ними в отношения. К небесным жите­ лям относился Найнас - Северное Сияние. У В.В. Чарнолуского записаны фольклорные тексты, составлявшие, вероятно, один из древних эпосов саамов. Ученый объединил их в раздел «Найнас (Сказки и легенды о 184 северном сиянии)» , в который включил следующие: «Солнце сватает невесту своему сыну Пейвальке», «Дева», «Остров», «Про Гром сказка», «Никийя (Не есть я)», 180Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 195. Дурылин С. За полуденным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке. М., 1913. С. 60. 'Афанасьева Н.Е. Саамско-русский словарь. С. 91. 183Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 12. |МСаамские сказки / Обр. В.В. Чарнолуского. С. 17-79. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz