Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов диций на старые пишет в своей диссертации исследователь М.П. Широнина178. На эти верования наложились представления саамов об устройстве мира и их месте в нем, что запечатлелось в прозаических фольклорных текстах. 3. Фольклор саамов является «способом структурирова ния и освоения окружающего мира»179. Все прозаические тексты можно сгруппировать по отражению в них одного из уровней Вселенной. Мифологическая Вселенная древних саамов была упо рядочена, имела три уровня, которые составляли неделимое целое мира и были связаны между собой: Верхний мир - не бесный, Средний мир - мир земной и Нижний мир - преис подняя. Верхний мир был населен божествами, покровитель ствовавшими саамам: это главный Бог - Йммель-отец и его дети: Пеййв-Солнце, Чадзь-Вода, Еммнэ-Земля, Алльм- Небо, а также Манн-Луна, дочь Южанна, сын Север, кото рые дружелюбны к саамам, помогают им в беде. Йммель - высший языческий Бог, который был посте пенно заменен представлениями о христианском Боге, и впоследствии под этим именем разумели божество вообще. Новому, христианскому Богу, лопари придавали много язы- 178Широнина М.П. Религиозно-мифологический комплекс в саам ской культуре: автореф. на соиск. ученой степ. канд. культурологии: 24.00.01 - теория и история культуры. СПб.: 2009. 188 с. |79Бодрова О.А., Разумова И.А. Локализация саамского фольклора. С. 128. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz