Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шаманизм. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали способы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посред ники - шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать пого дой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространи лась далеко за пределами обитания лопарей. Вера в магиче ские возможности нойдов сохранилась у саамов до сих пор, но колдовство шаманов не удивляло остальных, так как кол довать способен был каждый, кто научится этому по дружбе или хитростью. «Еще в XVI-XVII веках слава о могущест венных лапландских чародеях была далеко известна за пре делами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали викин гов, занимали воображение неспокойных за свою судьбу го сударей и восхищали путешественников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных чароде ев пользовались саамы Кольского полуострова»175. С принятием и распространением христианства языче ство постепенно вырождалось, однако саамы еще долгое время оставались «полуязычниками», формально соблюдая христианские обряды176. Как отмечает И.Ф. Ушаков, «в дей ствительности их религиозные верования представляли со бой смесь старых, языческих, и новых, христианских, воз- 177 зрений» . О наслоении у саамов новых религиозных тра |75В олков Н .Н . Р оссий ски е саамы . С. 72-73. |76Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 181. |77Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. Кольская зем ля. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. С. 114. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz