Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шаманизм. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали способы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посред­ ники - шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать пого­ дой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространи­ лась далеко за пределами обитания лопарей. Вера в магиче­ ские возможности нойдов сохранилась у саамов до сих пор, но колдовство шаманов не удивляло остальных, так как кол­ довать способен был каждый, кто научится этому по дружбе или хитростью. «Еще в XVI-XVII веках слава о могущест­ венных лапландских чародеях была далеко известна за пре­ делами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали викин­ гов, занимали воображение неспокойных за свою судьбу го­ сударей и восхищали путешественников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных чароде­ ев пользовались саамы Кольского полуострова»175. С принятием и распространением христианства языче­ ство постепенно вырождалось, однако саамы еще долгое время оставались «полуязычниками», формально соблюдая христианские обряды176. Как отмечает И.Ф. Ушаков, «в дей­ ствительности их религиозные верования представляли со­ бой смесь старых, языческих, и новых, христианских, воз- 177 зрений» . О наслоении у саамов новых религиозных тра­ |75В олков Н .Н . Р оссий ски е саамы . С. 72-73. |76Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 181. |77Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. Кольская зем­ ля. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. С. 114. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz