Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов ставлениями о культе земли-матери171. Большинство иссле дователей все же рассматривают сейды как духов-хозяев оп ределенной территории, от которых зависела удача в про мыслах172. Более высокая форма первобытных верований - ани мизм (вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы) также характерен для религиозных представлений саамов. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне), обожествляли различные явления природы. Существовала вера в божества - покровителей промыслов, среди которых особым уважением пользовались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Разиайке и 173 другие . Считалось, что духи живут в озерах, реках, охраняя рыбные места. Кроме зооморфных и аморфных духов, среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь и от носительно нейтральных, то есть редко оказывающих влия ние на жизнь человека. Это три типа демонов: чаклинги, чан- ги и куштнатэмолмынч. Чаклинги - голые человечки малень кого роста, живущие в трещинах скал и в кочках. Куштнатэ молмынч - особый невидимый мир, пасущий свои стада во круг саамов. В стадах этих паслись белые и черные олени. Чанги упоминаются в связи с блужданиями по лесу в поисках дороги к дому, из чего можно заключить, что их функция со ответствует функции лешего в русских поверьях174. |7|Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М.: Наука, 1976. С. 255. “Манюхин И.С. Археология Карелии. Петрозаводск, 1996. ( http://www.vottovaara.ru/verovaniya-svyazannie-s-seiedami.htrnl) |73Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 257. |74Волков Н.Н. Российские саамы. С. 76. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz