Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов предок и даже родоначальник жителей какого-нибудь насе ленного пункта167. Сейдам приносили в жертву оленей, их «кормили», т.е. смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу . По мнению Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фети шами. По мере дробления родовых угодий сейды превраща лись в семейные фетиши. Сейд требовал определенных пра вил поведения вблизи него: тишины, безусловного воздер жания от ругани и даже шуток. Сейд любил подарки, пищу, которую любили и сами саамы. За внимание к себе сейд за гонял рыбу в сети, помогал на охоте и при выпасе оленей. За невнимание мог жестоко наказать: лишить промыслов, на слать болезнь и даже смерть169. В сказках Кольского полу острова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, его отмечали в XVII-XX вв. у саамов зарубежья и в XIX-XX вв. у лопарей России. Существуют разные точки зрения на происхождение данного культа. Часть исследователей связывает его с куль том предков. Н.Н. Харузин полагал, что вера в сейд как жи лище духа умершего происходит от его первоначального на значения в качестве могильного памятника170. В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно вне запным превращением людей в камни, т.е. им приписывает ся человеческое происхождение. По мнению Ю.Б. Симчен- ко, это свидетельствует о связи жертвенных мест с пред |67Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 133. 168Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 37. |6ЧВолков Н.Н. Российские саамы. С. 73. 170Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 183. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz