Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов ким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя-Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Тал- лушкой, волком, собакой, другими животными162. Так, свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины- оленя, у которой рождается теля-сын. Он превращается в молодого оленя - Мяндаш-парнь163. В рамках тотемизма возникает система запретов - та бу. Упоминание о нем встречается еще у Тацита (приблизи тельно 90 г. н.э.), который пишет, что охота составляла заня тие одинаково и мужчин, и женщин: охотясь вместе, каждый при этом имел свою часть в добыче . В этнографической литературе имеются сведения о табу Мяндаша - «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что бы ло связано с правилами охоты на диких оленей: подмочен ные детской мочой шкуры оленей приобретали запах, чуж дый дикарям, значит, охотник мог себя обнаружить)165. Особое значение у саамов имел фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обла дающих сверхъестественными свойствами. Предметы могли мыслиться как самостоятельное существо, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фети шами являются природные объекты - необычной формы скалы, камни, деревья166. Древние лопари поклонялись сейдам - священным камням, в которых, по их понятиям, обитал дух этого камня, |б:Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов... С. 239. 161Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 59. 164Там же. С. 11. 165Там же. С. 134. 166Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 88. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz