Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов 6. В саамском фольклоре трудно найти сказки о жи­ вотных в чистом виде. Е.Я. Пация относит их к разделу то- темно-волшебных сказок. Сказки о животных, записанные К. Щеколдиным, Н. Брискиным, Н. Харузиным являются с- ~ 160 русскими сказками без элементов заимствовании 7. В бытовых сказках саамов воспевается любовь к родным местам, романтическая любовь: «Красивая Катерина и норвежец Кривые Ноги, Острое Сердце», «Лопская краса­ вица», «Преданный муж», «Девичья гора». 8. Влияние русской сказки больше всего заметно именно в бытовых саамских сказках: «Про попа и работни­ ка», «Московский вор», «Сказка о царском сыне». 9. Одним из распространенных мотивов в саамских сказках является мотив окаменения: «Каменный человек», «Остров Кильдин», «Айновы острова», «Кит-камень на Имандре». 2 . Ученые отмечают, что до принятия христианства саа­ мы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Тотемизм - вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы»161. Допускается кровная связь с ди­ Бодрова О.А., Разумова И.А. Локализация устных нарративов. С. 8. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. С. 83. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz