Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов сказов всегда было положено действительно свершившееся событие, очень «сильно впечатлившее лопаря»125. К преданиям о нападении на саамов чужих племен Н.Н. Харузин относит предания о нашествиях на саамский погост шведов, норвежцев, русских, карелов, отмечая, что таких рассказов меньшинство. Большую группу составляют рассказы о нашествиях чуди, которая, нападая на саамов, грабила их и убивала. Этнограф предполагает, что чудью лопари называли любых врагов, со временем представления о ней преобразовались в сказочные. К современному эпосу саамов Н.Н. Харузин относит песни и бывальщины, различие которых видит лишь в том, 126 что «песня поется, а бывальщина сказывается» " , поэтому не разграничивает их и все сказанное о бывальщине отно сит к песне: «В бывальщине и песне рассказывается и вос певается все, что бы ни случилось в погосте замечательно го, взволновавшего на время население, послужившего предметом разговоров и толков: произойдет ли что вы дающегося в семье лопаря, поедет ли кто свататься в чужой погост, умрет ли кто неожиданным образом - все склады вается в песню или бывальщину. < ...> Вообще содержани ем песни или бывальщины является всегда бывший в дей ствительности факт, как бы он не был прост и не сложен, причем песня передает этот факт, с точностью и подробно стью воспроизводя все мельчайшие обстоятельства, сопро вождавшие его»127 |25Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 359. |26Там же. С. 376. и7Там же. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz