Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов рывках и имеет свои особенности, связанные с тем, что до революции саамы не участвовали в войнах, на их территори­ ях не велись боевые действия, поэтому исторические преда­ ния повествуют только о грабежах в том или ином погостс. Несмотря на то, что такие предания строго локализированы, они известны всем саамам, т.е. распространены на всей тер­ ритории их обитания. Сохранились рассказы о событиях, имевших значение для большей части саамов: о битве с рус­ скими при горе Кеппиваре в 1318 г. (практически единст­ венный случай, когда лопари одержали победу в битве своими силами, т.е. без помощи нойдов) и о разорении Пе- ченгского монастыря шведами в 1590 г .123 Н.Н. Харузин отмечает тесную связь исторического эпоса с героическим. По мнению исследователя, происхож­ дение этих рассказов одинаково: событие, положенное в их основу, когда-то произошло в действительности. Все эти рассказы он делит на две группы по содержанию: 1) о наше­ ствиях чуждых племен на лопарей и борьбе с ними; 2) о нойдах-колдунах; и «по характеру», т.е. в зависимости от наличия в них сказочного элемента: 1) рассказы, в которых описан сам факт без примеси сверхъестественного, и 2) рас­ сказы, в которых сверхъестественное присутствует в боль­ шей или меньшей степени или даже «совсем заполняет со­ бой содержание»1"4. Важным, с нашей точки зрения, являет­ ся замечание Н.Н. Харузина об особенностях восприятия та­ ких «рассказов» саамами: в них они верят, как бы сказочны они ни были. Объясняется это тем, что в основу таких рас­ ,:,Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 361. '~4Там же. С. 359. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz