Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов 121 ского фольклора предложены в работе Н.Н. Харузина " , од нако для названий жанров этнограф все так же пользуется терминологией русского устного народного творчества. Выделяя древний и современный пласты в саамском фольклоре, Н.Н. Харузин, отмечает его эпический характер: «Между древним произведением лопарского творчества и но вым, современным, только что сложившимся, или еще сла гающимся, есть еще черта, что они постоянно эпические». Древние эпические произведения он подразделяет на «кате гории»: животный эпос (сказки о лисе и медведе; о лисе и мужике; о происхождении домашних животных; о превраще нии в дикого оленя); мифологический эпос (сказки со следа ми древних верований; предания о происхождении богов, их взаимной борьбе, космогонические предания; сказания о до чери и сыновьях Солнца, о Сталло-Стале и подземном царст ве); исторический эпос (об исторических фактах - предания о разрушении Печенгского монастыря - и о богатырях); а также тесно связанный с ним героический эпос (предания о пора зивших воображение саамов фактах, о нойдах)12 . Слабую сохранность мифологического эпоса Н.Н. Ха рузин связывает с упадком древних верований лопарей: вме сте с верованиями исчезают и предания, их отражающие (например, предания об Айеке). Вместе с тем дольше всех сохранившиеся верования в солнце, сполохи позволили ос тавить в памяти народа эпос о сыновьях и дочери Солнца. Исторический эпос саамов также не представляет со бой цельного эпического произведения, он существует в от- |2|Харузин Н.Н. Русские Лопари. |22Там же. С. 342-374. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz