Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов совершенно точный текстовой материал, внесены самые не- 104 значительные исправления» . Во время записи фольклорных текстов В. Чарнолу- ский выяснял смысл тех или иных слов, названий: «Легенду о Мяндашнийд мы с Петром Васильевичем записали и по- русски, и по-лопарски с подстрочником. Я спросил у него: как понимать слово «Мяндаш», какой его смысловой ко­ рень? Судя по толкованию Петра Васильевича, оно присхо- дит от слова «мьянна» - нежный бархатистый мех, покры­ вающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце»105. Владея саамским языком, этнограф после записи тек­ ста русскими буквами прочитывал его информанту, чтобы тот исправил ошибки106 В. Чарнолускому принадлежат ценные замечания о манере исполнительства саамских рассказчиков: «Я улавли­ вал своеобразие стиля сказителей, что и старался передать впоследствии в обработках сказок. Каждый из них имеет свои речевые особенности, приемы и манеру сказывания. У каждого своя интонация. У одного стиль сказывания словно свысока —он рассказывает о больших людях маленьким, тон часто повелительный (М.И. Титов). Н.С. Матрехин умиляет­ ся. У.П. Тарунова всегда вела сказ лаконично. В.В. Койбина, наоборот, очень любила сентенции, она бранила или осуж­ дала своих героев, и все они у нее словно бы кукольные. Саамы в непосредственном обращении очень экспансивны, 1П4Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 15. 10?Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 62. |06Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 23, 25. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz