Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов совершенно точный текстовой материал, внесены самые не- 104 значительные исправления» . Во время записи фольклорных текстов В. Чарнолу- ский выяснял смысл тех или иных слов, названий: «Легенду о Мяндашнийд мы с Петром Васильевичем записали и по- русски, и по-лопарски с подстрочником. Я спросил у него: как понимать слово «Мяндаш», какой его смысловой ко рень? Судя по толкованию Петра Васильевича, оно присхо- дит от слова «мьянна» - нежный бархатистый мех, покры вающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце»105. Владея саамским языком, этнограф после записи тек ста русскими буквами прочитывал его информанту, чтобы тот исправил ошибки106 В. Чарнолускому принадлежат ценные замечания о манере исполнительства саамских рассказчиков: «Я улавли вал своеобразие стиля сказителей, что и старался передать впоследствии в обработках сказок. Каждый из них имеет свои речевые особенности, приемы и манеру сказывания. У каждого своя интонация. У одного стиль сказывания словно свысока —он рассказывает о больших людях маленьким, тон часто повелительный (М.И. Титов). Н.С. Матрехин умиляет ся. У.П. Тарунова всегда вела сказ лаконично. В.В. Койбина, наоборот, очень любила сентенции, она бранила или осуж дала своих героев, и все они у нее словно бы кукольные. Саамы в непосредственном обращении очень экспансивны, 1П4Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 15. 10?Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 62. |06Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 23, 25. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz