Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ми»99. «Не знаю, как у других народов нашего Севера, а среди саамов не так просто записывать тексты их древних сказаний и мифов. Для этого есть свои причины. Оригинальные в речах талантливых сказителей, очень содержательные мифы саамов уже теряют для них свою неотразимость. Многие саамы по­ теряли веру в них. Подавляющее же большинство отвергло их как неправдоподобные бредни стариков»100. Этнограф отме­ чает, что изредка среди саамов появляются сказители - «соз­ датели нового жанра» сакки (сага), то есть произведений уст­ ной словесности на темы текущей жизни. Таким сказителем оказался Максимыч (Михаил Максимович), поведавший Чар- нолускому сагу о том, как он воевал на реке Пазреке в 1944 г.101. Иногда сказки этнографу рассказывали дети со слов матерей или бабушек. Так удалось записать сказку, по форме похожую на старинные саамские муштоллы - сказки- 1П? бывальщины . Иногда этнограф сам литературно обрабаты­ вал услышанное: бывальщину о старом Няле, довольно рас­ пространенную в среде саамов и слышанную Чарнолуским не раз, опубликованную к тому же в книге Н. Харузина «Русские лопари», он взял за основу, «обогатил новыми мотивами и изложил своими словами, предпослав короткие исторические 103 примечания» . Для воссоздания мифа о Найнасе использо­ вал несколько рассказанных отрывков, а также сведения из области верований. Во фрагментах мифа о Мяндаше «дается у9Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 113-114. 1(ЮТам же. С. 118. |0|Там же. 102Там же. С. 129. 103Там же. С. 183. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz