Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов дела сказки. Иначе при первом опыте сделать ничего невоз можно, потому что после рассказа на лопарском языке пере водчики передавали только мысли. Вот из этих мыслей-то и приходилось составлять сказания и сказки более или менее цельные. Некоторые мысли рассказчики и сами переводили, и те записаны ближе к подлиннику»91. Саамскими сказками интересовался академик А.Е. Ферс ман (1883-1945), в результате изысканий которого на Коль ском полуострове открыты апатит и никель. А.Е. Ферсман за писал легенду «Саамская кровь»: «Легенда рассказана была мне местной саами Аннушкой Кобелевой в 1923 году. Кажет ся, я сам ей подсказал связь разбрызганной крови с красным минералом, хотя имеется и другое саамское сказание - гибель Чудэ-Чуэрвя, в котором говорится: «А из его колена кровь 92 капала, и там, где упала кровь, стали красные камни» . В семейном архиве П.Н. Лукницкого (1902-1973), ис следователя, писателя, участника экспедиции А.Е. Ферсмана в 1931 г. в Монче-тундру, хранилась папка, переданная ему краеведом В.К. Алымовым. В ней находилась рукопись фольклорного сборника, готовящегося к изданию в 1938 г., и письма самого В.К. Алымова. Особый интерес представляют его комментарии к текстам, в которых он указывал «место записи, время, имя рассказчика, на каком диалекте саамско го языка сделана подстрочная запись, далее - кто перевел и литературно обработал. Судя по комментариям, В.К. Алымов записывал сказки на языке рассказчика. Если сказка записывалась на русском языке, это тоже отмечено». 9|Щеколдин К.К. Лопарские сказки, легенды и сказания. С. 17. ,2Ермолов А. О саамах и их сказках. С. 10. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz