Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов дела сказки. Иначе при первом опыте сделать ничего невоз­ можно, потому что после рассказа на лопарском языке пере­ водчики передавали только мысли. Вот из этих мыслей-то и приходилось составлять сказания и сказки более или менее цельные. Некоторые мысли рассказчики и сами переводили, и те записаны ближе к подлиннику»91. Саамскими сказками интересовался академик А.Е. Ферс­ ман (1883-1945), в результате изысканий которого на Коль­ ском полуострове открыты апатит и никель. А.Е. Ферсман за­ писал легенду «Саамская кровь»: «Легенда рассказана была мне местной саами Аннушкой Кобелевой в 1923 году. Кажет­ ся, я сам ей подсказал связь разбрызганной крови с красным минералом, хотя имеется и другое саамское сказание - гибель Чудэ-Чуэрвя, в котором говорится: «А из его колена кровь 92 капала, и там, где упала кровь, стали красные камни» . В семейном архиве П.Н. Лукницкого (1902-1973), ис­ следователя, писателя, участника экспедиции А.Е. Ферсмана в 1931 г. в Монче-тундру, хранилась папка, переданная ему краеведом В.К. Алымовым. В ней находилась рукопись фольклорного сборника, готовящегося к изданию в 1938 г., и письма самого В.К. Алымова. Особый интерес представляют его комментарии к текстам, в которых он указывал «место записи, время, имя рассказчика, на каком диалекте саамско­ го языка сделана подстрочная запись, далее - кто перевел и литературно обработал. Судя по комментариям, В.К. Алымов записывал сказки на языке рассказчика. Если сказка записывалась на русском языке, это тоже отмечено». 9|Щеколдин К.К. Лопарские сказки, легенды и сказания. С. 17. ,2Ермолов А. О саамах и их сказках. С. 10. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz