Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов 2 . Проблему изучения фольклора саамов создает и отсут ствие методики записи саамских фольклорных текстов в XIX - начале XIX вв. Первые собиратели сказок и песен саамов не были фольклористами. Они не всегда фиксировали необхо димую информацию об исполнителе, не всегда владели саам ским диалектом, на котором им рассказывали или пели саа мы, - и в этом случае приходилось прибегать к помощи пере водчика, о котором также не всегда оставались сведения, не известно было, на каком уровне он владел саамским языком. Нельзя не согласиться с точкой зрения исследователя О.А. Бодровой, что «большинство саамских сказок, дошед ших до наших дней, можно назвать фольклорными с очень большим допущением. Скорее, читателю приходится иметь дело с набором сюжетов или литературными сказками»90. Сохранились записи некоторых собирателей саамско го фольклора, которые знакомят с методикой их работы. К.П. Щеколдин во вступительной статье к собранным им сказкам пишет: «Прилагаемые при сем сказки и легенды все написаны со слов разных лопарей при помощи перево дчика. При этом нужно заметить, что нередко одно и то же лицо рассказывает одну и ту же сказку различно... Кроме этого лопари ныне имеют более или менее частые сношения с русскими сказками и некоторые, кажется, лопарями полу чены от них ... Слушая сказки несколько раз и желая пере дать рассказ более или менее в правильном виде, я, по мере возможности, старался сохранить верный смысл или суть Бодрова О.А. Проблемы изучения фольклора польских саамов // Труды Кольского научного центра РАН. Апатиты: КНЦ РАН 2016 №3 (37). С. 117. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz