Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов саамам странным, неразумным и даже предосудительным. Дело пошло свободнее во второй приезд, когда я приехал уже будучи их знакомым, знающим саамские слова, привет ствия и отдельные фразы; теперь я записывал сказки по- саамски и тут же прочитывал их вслух. Это произвело силь- 88 ное впечатление» . Такое поведение саамов объяснялось не только недо верием к исследователям, в глазах которых они выступали как «племя» бескультурных, неграмотных людей, но и раз ницей культур. Большое значение для записи фольклорных текстов имел настрой самого рассказчика, что тонко подметил В. Чар- нолуский: «Надо сказать, что процесс записывания сказки в те годы - работа весьма трудоемкая, особенно для сказителя. Поэтому некоторые из них, придя с охоткой рассказать сказ ку «из уважения», очень скоро утомлялись. К тому же, как бы быстро ни записывал собиратель, результат записи обычно резко отличался от той словесной ткани, в которую облекалась сказка в живой речи. Текст такой записи - это скелет, а сказывание - живой человек во плоти, смеющийся веселой шутке, с глазами, блещущими умом, юмором и ве сельем или грустными от горя. Сказитель каждый раз сказы вает свою сказку по-разному - то упустит, это прибавит, од но приукрасит или придумает заново, иное место смажет. Слушатель не пассивен - он воспринимает своей творче ской, слушательской фантазией упущенное, или восполняет 89 когда-то слышанное» . 88Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 13. 8ЧЧарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 14-15. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz