Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов зывали сказки? - И пели и рассказывали. - Какие же, старые свои? - Те совестно было говорить; думали - смеяться ста нут, мы русские сказки по-нашему им говорили, а они запи сывали. Потом какие русские песни петь умеем, по-своему пели им. Они их и петь выучились»86. Этнограф вспоминает, каких трудов стоили ему запи си саамских сказок, однако совсем по-другому обстояло де ло, если происходило знакомство с саамами и появлялось доверие к собирателю фольклора, - тогда они могли поде литься самым сокровенным. «—А говорят, у вас нет прежних песен - забыли? - Врут. Про охоту поем. В наших сказках рассказывают, как приходила чудь разорять нас, как швед бывал», «Старые песни лучше были. Их послушаешь, так за висть берет. По ним видно, что Бог тогда больше лопаря любил. Зверя было много, по сотне диких оленей за зиму на семью доставалось. А что бобра было! В старых песнях на ших поется, как русские лопарям кланялись, хлебом корми ли, водкой поили. А теперь —голодно. Рыбы мало, птицы 87 тоже, оленя не стало» . Не изменилось положение вещей и спустя почти пол века. О сложностях записи фольклора у саамов рассказывал В.В. Чарнолуский: «Саамы не очень-то охотно соглашались на запись сказок. Одно дело рассказать предание старины у костра, на охоте или долгим полярным вечером за чашкой браги, и совершенно иное —сказывать сказку городскому человеку, приехавшему из столицы со многими листами бу маги и с дюжиной острых карандашей. Это сначала казалось 86Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 196. Х7Там же. С. 198. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz