Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов зывали сказки? - И пели и рассказывали. - Какие же, старые свои? - Те совестно было говорить; думали - смеяться ста­ нут, мы русские сказки по-нашему им говорили, а они запи­ сывали. Потом какие русские песни петь умеем, по-своему пели им. Они их и петь выучились»86. Этнограф вспоминает, каких трудов стоили ему запи­ си саамских сказок, однако совсем по-другому обстояло де­ ло, если происходило знакомство с саамами и появлялось доверие к собирателю фольклора, - тогда они могли поде­ литься самым сокровенным. «—А говорят, у вас нет прежних песен - забыли? - Врут. Про охоту поем. В наших сказках рассказывают, как приходила чудь разорять нас, как швед бывал», «Старые песни лучше были. Их послушаешь, так за­ висть берет. По ним видно, что Бог тогда больше лопаря любил. Зверя было много, по сотне диких оленей за зиму на семью доставалось. А что бобра было! В старых песнях на­ ших поется, как русские лопарям кланялись, хлебом корми­ ли, водкой поили. А теперь —голодно. Рыбы мало, птицы 87 тоже, оленя не стало» . Не изменилось положение вещей и спустя почти пол­ века. О сложностях записи фольклора у саамов рассказывал В.В. Чарнолуский: «Саамы не очень-то охотно соглашались на запись сказок. Одно дело рассказать предание старины у костра, на охоте или долгим полярным вечером за чашкой браги, и совершенно иное —сказывать сказку городскому человеку, приехавшему из столицы со многими листами бу­ маги и с дюжиной острых карандашей. Это сначала казалось 86Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 196. Х7Там же. С. 198. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz