Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов щины: они предпочитают и даже считают, так сказать, хо­ рошим тоном петь русские песни»83. В.И. Немирович-Данченко в книге «Страна холода» (1877), размышляя над этим, приходит к определенным вы­ водам: «Я не понимаю, ради чего лопари скрывали богатую и поэтическую область своих сказаний. Боялось ли это запу­ ганное и загнанное племя всякого, кто не из его среды? Или просто оно “совестилось” за свои сказки и песни, потому что над ними беспощадно смеется русский промышленник и норвежец, потому что их, как суеверие, как пагубную ересь, осуждали наши священники. Это довольно вероятно»84. Рассуждения писателя имели под собой основания. Во время своей экспедиции он познакомился с двумя «долго жившими между лопарями» священниками, которые, одна­ ко, были уверены, что у саамов нет и не может быть своих сказок и песен, и невысоко оценивали культурный уровень коренного народа: «Помилуйте, чего вы хотите? дикий на­ род! Не токмо, что песни их слушать, а и говорить с ними мне, по образованию моему, постыдно и противно. Дикость ихняя мне претит» . Стереотип об отсутствии сказок и песен поддерживали сами саамы - характерный разговор с ними в своей книге приводит В.И. Немирович-Данченко. Саамы рассказали эт­ нографу о том, как работали с незнакомыми собирателями их фольклора: «Ездили, ходили по “варакам” (горам), песен да сказок спрашивали. - Что же, вы им пели песни, расска­ 8,Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсонъ, 1890. С. 394. 84Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 196. 85Там же. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz