Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Крайнего Севера ИЭ Татьяной Васильевной Лукьянченко и Юрием Борисовичем Симченко, которые написали после­ словие «Об авторе и о саамах» и комментарии. Книга «В краю летучего камня» содержит большое количество этно­ графической информации, особенно по быту, верованиям, фольклору саамов. Ценным является то, что саамский фольклор собран в этой книге с указанием жанров с точки зрения саамов: сакка об англичанах в Иоканге, сакка про птичку, ловта «Дерево дружбы», ловта «О начале человека», муштолла про Мончегорск, сага об озере Нял. Ценным является и описание религиозного обряда 80 саамов, называемого лы хт е -в ерра . «Огромный камень, очень похожий на голову оленя, скрывался под обрывом ска­ лы, в глухом, затененном месте. Около этого камня, под од­ ним из его навесов, приносились жертвы (пальв), соверша­ лись жертвенные трапезы в честь божества Мяндаша. Смысл их заключался в приобщении к священному животному- оленю путем его поедания. После трапезы все косточки со­ бирались и раскладывались на правой половине шкуры уби­ того оленя. Раскладывались в строго определенном порядке - точно так, как они расположены в теле живого оленя, в его костяке. Полученный скелет покрывали левой половиной шкуры. Костяку и шкуре придавали позу живого спящего 81 оленя» . Саамы, съев оленя, полагали, что душа его осталась живой и олень снова вернется на землю к людям. Владимир Чарнолуский был первым этнографом, ко­ торый работал у саамов Кольского полуострова после Ок- Ср.. у восточных саамов (терских) IT'/te лыхте «жертва; лопарская языческая религия» [SSA II. С. 110]. slЧарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 87. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz