Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов стязание’ = саам, doarro ‘война, борьба; ссора, перебран­ ка’)77. В KKS зафиксирована лексема tiermes без пометы ре - 78 лиг. (у А. Генетца - Termes р е ли г.) ‘древний Бог’ . В этой же книге «Легенда об олене-человеке» в статье «Лопари» ученый кратко знакомит читателя с историей саамов начиная с начала нашей эры, рассказывает о миро­ воззрении саамов, их быте в первые годы советской власти. Научный интерес представляет и вторая часть книги, в ко­ торой В. Чарнолуский сопоставляет мотивы легенды о Мяндаше с сюжетами медных и бронзовых бляшек перм­ ского звериного стиля, найденных в Прикамье. Ученый приходит к выводу о том, что «в районах распространения бляшек еще до X века бытовала легенда, очень близкая по содержанию к легенде о Мяндаше - олене-человеке, а мо­ жет быть, и совпадающая с ней»79. Побывав в 1961 г. у саамов Кольского полуострова, Владимир Владимирович пишет книгу «В краю летучего камня», в которой сравнивает жизнь коренного населения в конце 20-х - начале 30-х годов и в 60-е годы. В конце 20-х и в 30-е годы ученый не только объездил все погосты Летнего Наволока, но и обошел практически всю тундру, особенно те места, где в старину или в сравнительно недалеком прошлом саамы отправляли свои культы. Рукопись книги пролежала в домашнем архиве Чарнолуского три года после его кончины. В 1972 г. она была издана сотрудниками Отдела народов 77Suomen sanojen alkupera. Etymologinen sanakirja. 3. Helsinki: Suoma- laisen Kirjallisuuden Seura, 2000. S. 311. 78Itkonen T.I. Koltan- ja kuolanlapin sanakirja. Helsinki: Suomalais- Ugrilainen seura, 1958. S. 590. ^Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 129. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz