Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов все реки потекут назад, иссякнет дождь, иссякнут все озера, море оскудеет. Но солнце будет. ...Когда великой Тьермес стрелой вопьется в черный лоб меж золотых рогов, огонь охватит землю, горы закипят водой, на месте этих гор поднимутся другие горы. Сгорят они, как бородатый мох на старых елях. Сгорят полуночные земли, и лед вскипит. Когда на Мяндаш-пырре ринутся собаки и Тьермес вонзит свой нож в живое сердце, тогда конец: упадут с небес все звезды, потухнет старая луна, утонет солнце далеко. На земле же будет прах»74. Тьермес - бог-громовик, который гонится за златоро­ гим оленем в саамской легенде75. Вероятно, это имя собст­ венное соответствует имени шведского бога Тора. И. Шеффер указывает на древнее происхождение слова, приводя легенду о финском царе по имени Тор, величай­ шем из королей Нора, от имени которого, по мнению неко­ торых ученых, произошло название Норвегии. По мнению И. Шеффера, бог Тор получил название от какого-то древне­ го царя Торра или Турра и стал предметом поклонения у финнов, а от них перешел к лопарям вместе с языком, обря­ дами и обычаями. На языке самих лопарей он называется чаще Тирм (Tiermes), что обозначает у них ‘все, производя­ щее шум и грохот’ 6 (Ср.: финн, tora ‘ссора, перебранка, со­ ^Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 80. Ср.. клд. тйрьмесь (тйррмас) ‘гром , тйръмесь юкке "радуга'от юкке дуга (возможно, букв, божья дуга’), тйрьмесь тблл ‘молния'от тдлл ‘огонь’ (возможно, букв, ‘божий огонь’) [Афанасьева Н.Е. Саам- ско-русский словарь. С. 352 ; Керт Г.М. Саамско-русский и русско- саамский словарь. С. 209]. Шеффер И. Лапландия. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2008. С. 83. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz