Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов все реки потекут назад, иссякнет дождь, иссякнут все озера, море оскудеет. Но солнце будет. ...Когда великой Тьермес стрелой вопьется в черный лоб меж золотых рогов, огонь охватит землю, горы закипят водой, на месте этих гор поднимутся другие горы. Сгорят они, как бородатый мох на старых елях. Сгорят полуночные земли, и лед вскипит. Когда на Мяндаш-пырре ринутся собаки и Тьермес вонзит свой нож в живое сердце, тогда конец: упадут с небес все звезды, потухнет старая луна, утонет солнце далеко. На земле же будет прах»74. Тьермес - бог-громовик, который гонится за златоро гим оленем в саамской легенде75. Вероятно, это имя собст венное соответствует имени шведского бога Тора. И. Шеффер указывает на древнее происхождение слова, приводя легенду о финском царе по имени Тор, величай шем из королей Нора, от имени которого, по мнению неко торых ученых, произошло название Норвегии. По мнению И. Шеффера, бог Тор получил название от какого-то древне го царя Торра или Турра и стал предметом поклонения у финнов, а от них перешел к лопарям вместе с языком, обря дами и обычаями. На языке самих лопарей он называется чаще Тирм (Tiermes), что обозначает у них ‘все, производя щее шум и грохот’ 6 (Ср.: финн, tora ‘ссора, перебранка, со ^Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 80. Ср.. клд. тйрьмесь (тйррмас) ‘гром , тйръмесь юкке "радуга'от юкке дуга (возможно, букв, божья дуга’), тйрьмесь тблл ‘молния'от тдлл ‘огонь’ (возможно, букв, ‘божий огонь’) [Афанасьева Н.Е. Саам- ско-русский словарь. С. 352 ; Керт Г.М. Саамско-русский и русско- саамский словарь. С. 209]. Шеффер И. Лапландия. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2008. С. 83. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz