Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ниту» у алгонкинов, «ньяма» у жителей Западного Судана и т.д.69. Особое, уважительное отношение к Мяндашу и связа­ но, вероятно, с этим. Эти доводы подтверждает записанная беседа В.В. Чарнолуского с саамом Ефимом Андреевичем Даниловым: «Настоящие мяндаши живут на высокой горе, туда, на запад. Там у них высокая вершина, там у них дом стоит. Они живут в нем и видят все, что делается под горой, внизу: кто идет, кто бежит... Все видят, все знают... А мян- дашей никто не видит и никто не знает, где их найти»70. Мяндаш-пырре - «все то добро, благо, что дает дикий олень человеку». Мяндаш-пырре «понятие множественное»71. «При толковании мифов о Мяндаше следует учитывать, что лопа­ ри-сказители наделяют его разным содержанием: Мяндаш - антучч, т. е. Мяндаш дающийся, Мяндаш-пырре, т. е. Мян- 72 даш-благо, добро и т.д.» . Позже тотемом стал олень- человек, который обожествлялся древними саамами. В. Чарнолускому удалось записать эсхатологический 73 миф ' саамов, связанный с Мяндашем. Полностью он приве­ ден в книге «Легенда об олене-человеке» (1965) наряду с другими фрагментами легенды. Согласно этому мифу, конец света наступит в результате трех природных катастроф: «ко­ гда великой Тьермес настигнет Мяндаш-пырре и первой стрелой ударит, весь камень гор раздастся и выбросит огонь, 69Ленсу М.Я. Религиоведение: Учебное пособие. Минск: Новое зна­ ние, 2003. С. 29. 70Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 21, 117. 7|Там же. С. 126. 7'Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша. С. 302. Миф о конце света. Эсхатологические мифы относятся к архаич­ ным мифологиям. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz