Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов научной работе вернулся только после выхода на пенсию, в 1958 г., и этот период жизни ученого оказался достаточно плодотворным в научном плане. В 1961 году ученый совершил последнюю поездку в Мурманскую область, где собирал саамский фольклор. В 1962 году вышла из печати книга «Саамские сказ­ ки», которая имела большое научное значение. В предисло­ вии к этой книге ученый впервые дает классификацию саам­ ского фольклора с точки зрения самих саамов. В сборник «Саамские сказки» вошли отдельные фраг­ менты мифа о Мяндаше, в котором отразились тотемистиче­ ские представления саамов, в частности культ дикого север­ ного оленя. Этот миф ведет свое происхождение с древней­ ших времен, когда охота была основным источником сущест­ вования. Мяндаш - олень-человек - занимает особое место в пантеоне саамских божеств. Это одно из главных божеств терских (восточных) саамов. Чарнолуский зафиксировал не­ сколько вариантов стихотворного мифа, который в старину, по-видимому, пели. Материал, собранный ученым, позволил пролить свет на дохристианские верования саамов, связанные с диким северным оленем61. «Среди авторов, писавших о ло­ парях, никто не упоминал об этом божестве. Его имя и по­ клонение ему хранилось в тайне со времен глубокой древно­ сти. В пантеоне лопарских божеств он занимал обособленное 62 положение» . Современные носители кильдинского диалекта затрудняются объяснить значение лексемы Мяндаш. В со­ 6|Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша. С. 301-314 ; Чарно­ луский В.В. В краю летучего камня ; Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. 62Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша. С. 31. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz