Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов ный Чарнолуским, позволил пролить свет на дохристиан ские верования саамов, связанные с диким северным оле нем4 . В статье «О саамах и их сказках», открывающей сборник «Саамские сказки», В.В. Чарнолуский отмечает, что свою историю саамы запечатлели в фольклоре: в легендах о неком загадочном племени, которое они вытесняли с земли Кольского полуострова, в сказаниях о длительном периоде «подземной» войны и трех нагонах в течение ее. О каждом нагоне саамы складывали саги46. Большое внимание вопросам изучения самобытной культуры аборигенов уделял В.К. Алымов, исследователь коренного населения края. Особенно важна роль В.К. Алы мова в создании в конце 1920-х гг. Общества изучения Мур манского края, которое объединило в своем составе краеве дов и исследователей Мурмана и в 1927 - 1928 гг. издало «Доклады и сообщения», посвященные в том числе и вопро сам изучения самобытной материальной и духовной культу ры саамов. В книге Алымова «Лопари» (Москва, 1930) от дельная глава посвящена лопарскому фольклору. В частно сти, он характеризует верования лопарей в «хозяев» леса, рек, гор, рассказывает о поклонении саамов сейдам, о вере в колдунов-нойдов, о саамских песнях, ценными являются об разцы рассказов о сейдах, сказок и сказаний, представлен ных в этой книге47. 45Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Т. 11. Таллин: Ээсти Раомат, 1966. С.301-314 ; Чарнолуский В.В. Леген да об олене-человеке.; Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. 46Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 9. 47Алымов В.К. Лопари // Наука и бизнес на Мурмане. 2004. № 2. С. 33-35. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz