Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов этом превращается не в сейда, а в объект суши, то есть части поверхности планеты, состоящей из каменистых пород. В сказках «Остров Кильдин» и «Айнай суоло (Айновы острова)» саам превращается в твердую породу природного происхождения, однако, это уже не конкретно камень, а уча­ сток суши, состоящий из горных и каменистых пород, - ост­ ров. Так, в сказке «Остров Кильдин» изложена легенда, со­ гласно которой остров Кильдин образовался потому, что окаменела злая старуха, желавшая уморить с голоду жите­ лей Колы и утащившая всю рыбу на верёвке. Старуха заста­ вила остров остановиться и замереть на месте. Таким обра­ зом, по саамской легенде, превращение человека в камень непосредственно связано с образованием островов и частей суши. Анализ волшебных и волшебно-тотемных сказок, со­ держащих мотив оборотничества, показал, что зачастую превращение происходит не в одном направлении. Герои сказок, принявшие облик неживого объекта природы или зверя, могут возвращаться в своё первоначальное состояние, что характерно для персонажей, обладающих оборотниче- скими свойствами. Как уже было сказано ранее, в большин­ стве проанализированных нами сказок человек имеет спо­ собность превращаться в различных животных, после чего переходить в исходное состояние. Однако при анализе мо­ тива оборотничества стоит обратить внимание на мотив пре­ вращения человека в неживые объекты природы без обрат­ ной трансформации, так как сказок, описывающих принятие человеком образов животных, насчитывается почти столько же, сколько и сказок с мотивом преображения в камень или Сейд. Во многом это связано с тем, что для саамов единение 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz