Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов этом превращается не в сейда, а в объект суши, то есть части поверхности планеты, состоящей из каменистых пород. В сказках «Остров Кильдин» и «Айнай суоло (Айновы острова)» саам превращается в твердую породу природного происхождения, однако, это уже не конкретно камень, а уча сток суши, состоящий из горных и каменистых пород, - ост ров. Так, в сказке «Остров Кильдин» изложена легенда, со гласно которой остров Кильдин образовался потому, что окаменела злая старуха, желавшая уморить с голоду жите лей Колы и утащившая всю рыбу на верёвке. Старуха заста вила остров остановиться и замереть на месте. Таким обра зом, по саамской легенде, превращение человека в камень непосредственно связано с образованием островов и частей суши. Анализ волшебных и волшебно-тотемных сказок, со держащих мотив оборотничества, показал, что зачастую превращение происходит не в одном направлении. Герои сказок, принявшие облик неживого объекта природы или зверя, могут возвращаться в своё первоначальное состояние, что характерно для персонажей, обладающих оборотниче- скими свойствами. Как уже было сказано ранее, в большин стве проанализированных нами сказок человек имеет спо собность превращаться в различных животных, после чего переходить в исходное состояние. Однако при анализе мо тива оборотничества стоит обратить внимание на мотив пре вращения человека в неживые объекты природы без обрат ной трансформации, так как сказок, описывающих принятие человеком образов животных, насчитывается почти столько же, сколько и сказок с мотивом преображения в камень или Сейд. Во многом это связано с тем, что для саамов единение 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz