Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, природное преобразование [Ивановский И. Саамы - «реч ные люди» России // https://zenon74.ru/interview/saamy- rechnye-lyudi-rossii]. В сказке «Окаменевший человек» у сейда сломана одна нога, и каждый раз, когда саамы прихо дили к истукану, они снимали обувь со своей ноги, тем са мым демонстрируя свой почитание и проявляя уважение к священным каменным изваяниям. Подобный обряд описан в сказке «Каменный человек»: «Когда приносил жертву, то сам каждый раз, хоть летом, хоть зимой, раздевался совсем, но только с одной ноги снимал обувь, а другая оставалась обутой. Так Карнас хотел быть похожим на Каменного чело века». В вышеупомянутых сказках подобного рода почита ние нередко приводило саамов к сумасшествию и гибели. К примеру, в то же самой сказке «Каменный человек» саам увидел, как его сейд вспыхнул пламенем и разбросал брызги крови на тундру. После этого саам сошел с ума, перестал понимать других людей и в скором времени скончался. Широкое распространение образа сейда в саамских сказках может являться следствием того, что сейд относится к одним из самых древних объектов обрядовой культуры и мифологии саамов. В следующих четырех сказочных текстах сейд является главным персонажем первоначально. Обратного превращения в человека не происходит. («Остров и сейд», «Сейд и промы словик», «Ямщик-колдун и сейд», «Предание о том, как сейд переселился с Сейдсуела на Выдозеро»). В двух сказках «Остров Кильдин» и «Айнай суоло (Айновы острова)» также присутствует мотив окаменения, но главный персонаж при 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz