Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ведя, не справляется со своей новой ролью, может свиде­ тельствовать о понимании саамом силы и мощи этого жи­ вотного. Мотив оборотничества человека в животных является наиболее распространенным в саамских сказках. Однако особое место также занимает мотив окаменения, который при этом нельзя отнести к мотиву оборотничества. В соот­ ветствии с определением, приведенным Н.А. Ипатовой в статье «Оборотничество как свойство сказочных персона­ жей» (мы упоминали его в самом начале нашего исследова­ ния), оборотничество должно осуществляться в двух на­ правлениях. То есть мифологическое существо или человек должны иметь свойства превращаться в какой-либо другой объект природы, а затем принимать первоначальный облик. Но сказки, содержащие мотив окаменения, представляют отдельный весомый пласт среди остальных сказок, входя­ щих в раздел «Волшебных», и их насчитывается примерно такое же количество, как и сказок с мотивом превращения в животных и обратно. Так же стоит отметить, что превраще­ ние в одном направлении являет собой неполное оборотни­ чество. С учетом этих немаловажных факторов, сказкам, в которых человек превращается в Сейд или участок суши, также необходимо уделить особое внимание. Сказки с моти­ вом окаменения мы решили отнести к отдельному виду пре­ вращений в сюжетах саамских произведений. Так, в сказках «Каменный человек», «Окаменевший человек», «Сейд на Сейдозере», «Моресь-аканч», «Остров и сейд» описан акт превращения человека в сейда. Сейд - священный объект в саамской мифологии, который может представлять собой чем-то особенное место в горах, тайге, 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz