Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов тверждение в сказке «Почему олени живут среди людей», где оборотничество происходит уже и в других животных. В людей превращаются ворон и тюлень, чтобы найти себе жён среди них. За оленьим циклом следует три сказки, посвященные собакам. В этих сказках присутствует мотив оборотничест ва, но само превращение человека животного происходит не полностью. Так, главной героиней «Собачьей сказки» явля ется женщина, которая родилась наполовину собакой и на половину человеком. В сказке «Собачий сын» у старика и старухи ребёнок рождается в облике пса. Схожий сюжет и у сказки «Собачья шкура»: у саамов рождается уже не собака, а сын с человеческим лицом и в собачьей шкуре. Наличие этого образа в саамских сказок может свидетельствовать о том, что собака так же, как и олень, сопутствовала сааму в течение жизни, но при этом не играла такой важной роли для него. Группу волшебно-тотемных сказок завершает цикл сказок о медведе-оборотне, который по представлениям саамов, был равен человеку. Образ медведя присутствует в пяти сказках, но свойство превращаться в человека он име ет только в трёх. Здесь, как и в других циклах сказок о жи вотных, цель превращения заключена в поиске избранницы для медведя среди саамов, что является основой сюжета для «Медвежьей сказки». В сказке «Оборотень-медведь» человек превращается в медведя до начала изображаемых событий и тонет в проруби. Волшебного превращения не происходит, и правда об оборотничестве вскрывается в тот момент, когда саамы снимают шкуру с медведя и видят под ней человека. Тот факт, что человек, будучи в облике мед 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz