Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов В группе волшебно-тотемных сказок на мотив оборот- ничества в животных можно выделить цикл сказок, в кото ром главным действующим персонажем является олень, ко торый превращается в человека, а не наоборот. То есть ак цент делается именно на значимости образов животных. Во обще образ оленя играет важную роль в культуре саамов, так как изначально это животное кормило и одевало саама, по могало ему передвигаться. Некоторая сакральность образа оленя объясняет тот факт, что в саамских сказках олень- оборотень, как животное, умеющее принимать человеческий облик, появляется довольно часто. В саамской мифологии известен образ оленя-оборотня Мяндаша («Мяндаш-парня»), которого в сказках сопровождает мать Мяндаш-дева. Пре вращение в человека присутствует во всех сказках «оленьего цикла», например, в таких, как «Мяндашнийд», «Сказка о диком олене», «Ловта о Мяндаше», в которые персонажи- животные живут по людским законам. Например, в первой из перечисленных «оленьих» сказок Мяндаш-дева превра щается в женщину для того, чтобы найти среди людей не весту своему сыну. В «Сказке о диком олене» человек тоже имеет способность превращаться в животного, чтобы облег чить себе жизнь в диких условиях. Так, девушка, которая выходит замуж за оленя-вдовца, оборачивается в выдру, чтобы переплыть реку. Таким образом, в этих сказках мотив оборотничества снова тесно переплетается с мотивом единения человека и природы. Но если в «Оленьей сказке» из раздела «Волшеб ные сказки» человек подчиняет себе зверя, то в этом цикле «Волшебно-тотемных сказок» они сосуществуют вместе и подстраиваются друг под друга. В этом можно найти под 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz