Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов тате чего мать Земля принимает решение превратить герои ню в звёзды: «Месяц, утром уходя с неба, на неё любуется. Солнце на небо взойдёт — с той звездой встречается, налю боваться не может». Здесь уже говорится о превращении че ловека в явление природы в одном направлении. Подобные мотивы превращения может свидетельствовать о том, что саамы чувствуют своё единение не только с «земной» при родой, но и с реалиями Вселенной. Из «Волшебных» саамских сказок, которых в общей сложности насчитывается семьдесят пять, только в одной сказке представлен мотив превращения человека в живот ных. Это «Оленья сказка», сюжет которой следующий: ста рик саам думает о том, как бы увеличить стадо оленей. Он обращается к многознающему человеку, который превраща ется в Хирваса, оленя-самца, чтобы сразиться с вожаком оленьего стада и привести его к старику. В этой сказке через мотив оборотничества вновь ярко прослеживается мотив единения с природой, только в здесь человек уже не просто сливается с ней, а подчиняет себе живых существ, берёт верх над естественным процессом. Также мотив оборотничества в животных присутству ет в десяти сказках, вынесенных Г.М. Кертом в раздел «Волшебно-тотемных». Это четыре сказки об олене- оборотне («Мяндашнийд», «Сказка о диком олене», «Ловта о Мяндаше», «Почему олени живут среди людей»), три сказки о собаке-оборотне («Собачья сказка», «Собачий сын», «Собачья шкура») и три сказки о медведе-оборотне («Медвежья сказка», «Оборотень-медведь», «Как Талушка сватался»). 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz