Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов есть, а саам вынул нож» («Саам-богатырь»), она проявляется и в умении «отвести глаза» («Как саам спас целый погост от шведов»). Хитрость саамов заключается и в том, что они нередко прибегают к помощи нойдов - саамских колдунов: «собра­ лись нойды на совет, выбрали самого сильного и говорят: «Ты колдуй, а мы тебе помогать будем» («Заклятая гора»). Хитрость в героических и исторических сказаниях и сказках заключается в поведении героя при встрече с врагами, а затем - их устранении. Саамы приглашают захватчиков к столу, угощают как дорогих гостей («Достал Ляйне самый большой котел, в котором красили невод (на 15 вёдер)», сказка «Ляй­ не»). Это действует как усыпление бдительности неприяте­ лей, затем - проявление жестокости, и в результате неболь­ шого повода - в пылу, в азарте, в ярости, не видя, кого уби­ вают, иногда богатырь убивает своих. Ненависть к врагам стала психологической чертой их характера, они не пытаются договориться, решают проблему, применяя силу. В сказке «Ляйн» говорится, что шведы изначально знали, как зовут самого храброго и сильного саама - Ляйн, и целенаправленно пришли в селение, чтобы убить его. Богатырь встретил врагов супом, который сварил в большом котле. Так как шведы ни­ когда не видели Ляйне, они не поняли, что оказавший им тёп­ лый приём саам и есть Ляйн. Богатырь убил всех врагов, но оказалось, что случайно зарезал вместе с ними и своего сына. Саам и его жена хоронят сына и продолжают жить в своём доме, но через некоторое время шведы похищают жену. Од­ нако Ляйн спасает свою любимую из плена. В саамских героических сказках герой в одиночку идёт на целое вражеское войско. Возможно, выход героя один на 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz