Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов Д.Н. Островский в своей работе приводит лопарские предания, посвященные проводнику православия препо добному Трифону, нойдам, врагам лопарей Чуди и Стал- ло: «Чудь всегда приходила войском. Сталло всегда яв лялся один с своей собакой. «Сталло» означает человека, закованного в латы, и если название Чудь относится глав ным образом к Финляндцам, то Сталло представляет рус- скаго или норвежца, собирающего дань, угнетающаго ло парей». Д.Н. Островский рассказывает о суевериях лопа рей, их приметах и колдовских умениях, характеризует 39 песни . Профессиональными этнографами, изучавшими саа мов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саам ские районы в 1887 г. Обществом любителей естествозна ния, антропологии и этнографии. В монографии Н.Н. Хару- зина «Русские лопари», которая «на долгое время стала ос новным источником сведений по этнографии саамов»40, шестая глава посвящена народному творчеству и анализу са амского фольклора, в приложении даны пять сказок саамов на русском языке. Саамский фольклор собирал священник Пазрецкого прихода К.П. Щеколдин. В статье, предваряющей тексты ска зок, он характеризует мировоззрение саамов, мотивы сказа ний, опровергает мнение об отсутствии у них фольклора: «Не которые говорили, что в среде лопарей как нет грамотных, так поэтому нет и сказок... Сказок слышал я гораздо больше, но других не записывал потому, что оне русского происхожде 39Островский Д.Н. Лопари и их предания. С. 3, 9. 40Волков Н.Н. Российские саамы. С. 8. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz