Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Д.Н. Островский в своей работе приводит лопарские предания, посвященные проводнику православия препо­ добному Трифону, нойдам, врагам лопарей Чуди и Стал- ло: «Чудь всегда приходила войском. Сталло всегда яв ­ лялся один с своей собакой. «Сталло» означает человека, закованного в латы, и если название Чудь относится глав­ ным образом к Финляндцам, то Сталло представляет рус- скаго или норвежца, собирающего дань, угнетающаго ло­ парей». Д.Н. Островский рассказывает о суевериях лопа­ рей, их приметах и колдовских умениях, характеризует 39 песни . Профессиональными этнографами, изучавшими саа­ мов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саам­ ские районы в 1887 г. Обществом любителей естествозна­ ния, антропологии и этнографии. В монографии Н.Н. Хару- зина «Русские лопари», которая «на долгое время стала ос­ новным источником сведений по этнографии саамов»40, шестая глава посвящена народному творчеству и анализу са­ амского фольклора, в приложении даны пять сказок саамов на русском языке. Саамский фольклор собирал священник Пазрецкого прихода К.П. Щеколдин. В статье, предваряющей тексты ска­ зок, он характеризует мировоззрение саамов, мотивы сказа­ ний, опровергает мнение об отсутствии у них фольклора: «Не­ которые говорили, что в среде лопарей как нет грамотных, так поэтому нет и сказок... Сказок слышал я гораздо больше, но других не записывал потому, что оне русского происхожде­ 39Островский Д.Н. Лопари и их предания. С. 3, 9. 40Волков Н.Н. Российские саамы. С. 8. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz