Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов генды, в которой говорилось о русском серебре, которое грабила чудь [4, с. 205]. В.И. Немирович-Данченко отмечает, что в преданиях о нашествиях чуди и шведов саамы почти всегда играли страдательную роль [4, с. 200]. Героические сказки саамов не насыщены описанием природы или внешности героя. Основное внимание уделено действиям саама-богатыря, его навыкам и умственным спо собностям («кинулся богатырь...много он побил» («Братья- 330 богатыри» ), «добежал саам... перепрыгнул ... и остано вился» («Как саам спас целый погост от шведов»). Описыва ется герой только несколькими эпитетами, которые появля ются в разных сказках, например «хитрый саам» («О набегах шведов»), «быстрый саам», («Как саам спас целый погост от шведов»), «большой богатырь» («Саам-богатырь»), До XIV века саамы занимали большую часть Сканди навского полуострова, но потом их стали оттеснять к северу финские и германские племена. Этнографы неоднократно отмечали приветливость и миролюбивость саамов. Однако саамы много терпели от грабителей, приходивших из Скан динавии. Кроме того, саамы Кольского полуострова долгое время были двоеданниками: им приходилось платить дань новгородцам и норвежцам. Разобщенность и малочислен ность, а также сезонные перекочевки саамов, связанные со своеобразным типом их хозяйства, стали причиной того, что они не могли оказать организованного сопротивления ино земцам. Приходилось действовать малочисленными силами, зачастую хитростью, смекалкой. Все это нашло отражение в героических саамских сказаниях, любимым героем которых является богатырь Ляйне. 330Здесь и далее по источнику [5]. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz