Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов генды, в которой говорилось о русском серебре, которое грабила чудь [4, с. 205]. В.И. Немирович-Данченко отмечает, что в преданиях о нашествиях чуди и шведов саамы почти всегда играли страдательную роль [4, с. 200]. Героические сказки саамов не насыщены описанием природы или внешности героя. Основное внимание уделено действиям саама-богатыря, его навыкам и умственным спо­ собностям («кинулся богатырь...много он побил» («Братья- 330 богатыри» ), «добежал саам... перепрыгнул ... и остано­ вился» («Как саам спас целый погост от шведов»). Описыва­ ется герой только несколькими эпитетами, которые появля­ ются в разных сказках, например «хитрый саам» («О набегах шведов»), «быстрый саам», («Как саам спас целый погост от шведов»), «большой богатырь» («Саам-богатырь»), До XIV века саамы занимали большую часть Сканди­ навского полуострова, но потом их стали оттеснять к северу финские и германские племена. Этнографы неоднократно отмечали приветливость и миролюбивость саамов. Однако саамы много терпели от грабителей, приходивших из Скан­ динавии. Кроме того, саамы Кольского полуострова долгое время были двоеданниками: им приходилось платить дань новгородцам и норвежцам. Разобщенность и малочислен­ ность, а также сезонные перекочевки саамов, связанные со своеобразным типом их хозяйства, стали причиной того, что они не могли оказать организованного сопротивления ино­ земцам. Приходилось действовать малочисленными силами, зачастую хитростью, смекалкой. Все это нашло отражение в героических саамских сказаниях, любимым героем которых является богатырь Ляйне. 330Здесь и далее по источнику [5]. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz