Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов но они наполняются по-разному в зависимости от особенно стей быта, условий существования народа. Богатство представлено в сказках материальным бла гополучием: для саама это - «изба бревенчатая с плоской крышей», «просторная, в камельке всегда огонь горит, олени стадами бродят», «суп ест, мясо на дощечку выложил, но жичком отрезает, в рот кладет. Кости обглоданные собакам бросает», «тупу новую поставил, оленей много купил», «каж дый день у него огонь в камельке горит, суп с мясом в котле варится» / для русского - «пиры да веселья»; «лошадь, корову да хлеба три воза» купил. Всем ребятам и жене по обновке, и денег еще вволю осталось. Избу починил, со всем справился». Бедность олицетворяется голодом и холодом: для саама - нет огня в камельке / для русского - «иной раз и хлеба куска нет», «ребят полная изба, мал мала меньше. По следнюю коровенку проели, совсем нечем детей кормить». Жадность для саама - угля не выпросишь из печи; ничего богатый не дал: «Взял горшочек побольше, а рыбу сушёную положил в него поменьше», «поплотнее их (угли) в горшочек укладывай» / для русского - «Вынес богач черст вую ковригу»; «В страдную пору отработаешь денек-другой за это, и будем в расчете» Доброта для саама - последнее отдаст (кусочек рыб ки), зла не помнит: «Ничего у него брат спрашивать не стал»; «Накормил всех, напоил и спать уложил»; «Живи у меня, всем места хватит»/ для русского - Нужду пожалел и приютил; богатому брату всё без утайки рассказал. Зависть для саама - «Прослышал богатый брат, что бедный разбогател, спать перестал», «Не спит, не ест. Толь- 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz