Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов наж-образ, олицетворение бедности) на бедного напала, и он хитро от нее избавился, в саамской же сказке бедняку за от зывчивость помогает чахкли. Чахкли - это фольклорный, вы думанный персонаж, взятый из легенд и преданий, а Нужда не является фольклорным персонажем русских сказок, это реалия, которой в сказке придается одушевленный образ, персонификация обыкновенной бытовой потребности. Различия и сходства рассматриваемых сказок объяс няются особенностями ценностей русских и саами. Материальные ценности героев обеих сказок заклю чаются в достатке пищи, в тепле и размерах жилища (поня тие дома), во владении хозяйством (олени, лошадь/ земледе лие; изба хорошая/тупа теплая), в возможности иметь отдых и уверенность в завтрашнем дне (беднякам приходится только и делать, что трудиться для пропитания, не зная, хва тит ли пищи, чтобы пережить зиму). Счастье у саамов и русских заключается не столько в богатстве, сколько в стабильном уровне жизни: «Богатым стал бедный брат. Тупу новую поставил, оленей много ку пил. Каждый день у него огонь в камельке горит, суп с мя сом в котле варится» (у саамов) / «На эти деньги купил ло шадь, корову да хлеба три воза. Всем ребятам и жене по об новке, и денег еще вволю осталось. Избу починил, со всем справился, стал работать да жить-поживать, лихое время за бывать. Во всем пошла удача: и урожай выдался хороший, и рыбы вдоволь наловил, и дети стали подрастать да по хозяй ству помогать» (у русских). Такие ценности, как богатство/бедность, жад ность/щедрость, хитрость/бесхитростность - универсальные, 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz