Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов В русской сказке менталитет русского крестьянина проявляется в нежелании быть кому-то в тягость, сидеть на шее как проявление независимости, в стремлении избавить ся от нужды как непокорность бедам и горькой судьбе, твер дость духа. В саамской же сказке менталитет проявляется в том, что бедный не бросает своего брата, что связано с веко вой особенностью семейного саамского устройства. Для саамов было обычным помогать обедневшим родственникам в сложных ситуациях, не оставлять детей сиротами, брать в семьи родственников. Бескорыстность, щедрость и доброту души символизирует и поступок бедняка, который отдает чахкли весь кусочек рыбы, не оставляя себе. Различия на уровне образов (черт характера) героев сказки: 1.В саамской сказке богатому брату все же становится стыдно за свое поведение с бедным (кровное родство много значило для саамов: принцип «саам сааму должен помо гать»), в русской сказке богатый брат только завидовал вне запно разбогатевшему бедному. 2.В русской сказке для бедняка имеет значение прояв ление этикета: богатый брат не позвал на свой пир бедного брата, что является нанесением оскорбления, обозначение бедного брата изгоем. В саамской сказке нет упоминания недовольства приемом богатого брата. 3. Сходства и различия волшебных существ: В обеих сказках кроме главных героев действуют вол шебные персонажи: Чахкли у саамов и Нужда в русской сказ ке. Влияние их на судьбу бедных братьев просматривается в сюжете обеих сказок, однако в русской сказке Нужда (персо 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz