Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов всегда присутствует описание топонимики Севера и особен ностей быта [6]. Так, в саамской сказке упоминаются типич ные для саамской культуры реалии: тупы, олени, огонь в ка мельке, присутствует описание природы, типичной для Се вера: «И пошёл саам куда глаза глядят. Долго шёл по лес ным горушкам - варакам да по болотам». Конец сказок разнится. В русской сказке акцент сде лан на наказании: богатый разоряется и остается ни с чем. В саамской сказке финал более оптимистичен: богатый брат остается вместе с бедным, который его прощает. Таким об разом, в саамской сказке присутствует мотив не только на казания за жадность и прославление щедрости (простой ду ши), но и мотив прощения и понимания. 2. Сходства на уровне образов (черт характера) ге роев сказки: В обеих сказках раскрывается добрая и простая душа бедняков, бедняцкая щедрость. Показывается, что за добрую и щедрую душу люди вознаграждаются. В этом проявляется сходство морально-нравственных ценностей саамов и рус ских. Сходство наблюдается и в противопоставлении скром ности, трудолюбия простых людей и ленивой, разгульной жизни богачей. Оба бедняка приходят не за дармовой помо щью от богатого, а за возможностью (мукой/углями) вы жить: самостоятельно разжечь костер/испечь хлеб, тогда как у богатых братьев пиры да веселье (в русской). Простые ра ботяги испытывают стыд за столь праздную жизнь своих братьев, не знающих меры в расточительстве (в саамской сказке: кости собакам бросает) и цену ежедневного труда. В обеих сказках проявляются национальные особен ности. 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz