Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов в то же время достаточно наивным, простодушным и до­ верчивым - его самого легко провести. В разделе волшебно-тотемных сказок находится пять сказок о собаках: «Собачья сказка», «Собачий сын», «Соба­ чья шкура», «Прекрасная Катерина», «Красивая Катерина». Собака не относится к тотемным животным саамов, однако сюжеты сказок, в которых она является главным персона­ жем, обыгрывают сватовство животного на девушке. Во всех сказках собака представлена мудрой, рассудительной, она не прощает предательства со стороны родных и убегает в леса, когда наказ не жечь шкуру становится неисполненным. За­ частую собака упряма: в сказках «Собачья сказка» и «Соба­ чий сын» ее невозможно убедить остаться дома. Эта развяз­ ка сюжета сходна с развязками сказок об олене, т.к. в них олень также сбегает в лес от человека, который нарушил древний завет саамских охотников. В пяти волшебно-тотемных сказках главным героем является лиса, которая не относится к тотемным животным для саами. Интерес представляет сюжет сказки «Лиса и са­ ам». Лисица и саам живут вместе очень дружно, однако в ка­ кой-то момент лиса слепнет и саам ведет ее к деревьям - к со­ сне и березе. Там лиса кланяется соснам, а саам сдирает кусок смолы с дерева и накладывает на глаза животному. После ле­ чения сосновой смолой у лисицы глаза слипаются, поэтому саам ведет ее к березе, проделывает те же действия, и к жи­ вотному возвращается зрение. Позднее лисица остается жить под скривившимся деревом с другой лисицей, а саам с тех пор становится зажиточным и богатым. В сказке обыгрывает­ ся поверье саамов о том, что оторванный лисий хвост прино­ сит удачу и богатство, кроме того, мы знакомимся с народной 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz