Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов уважением. Мяндаш принимает у себя родителей жены, приглашает на ужин, а потом и на ночь, затем они остаются жить в его доме. Однако олень требователен к исполнению заветов предков и ослушания не прощает. Непреклонность, настойчивость и бескомпромиссность животного говорят о важности завета Мяндаша для саамов. Сказок об оленях в цикле волшебно-тотемных сказок насчитывается наибольшее количество. Повышенное вни мание к тотемному животному объясняется важностью оле неводства для жизни саамов. Сказок о медведях насчитывается одиннадцать. Мед ведь также считается тотемом у саамов. Наиболее часто встречаемые сюжеты - это сюжеты о медведях-оборотнях. Медведи чаще всего являются антигероями, они вредят людям. В сказке «Таллушка» медведь по очереди берет за муж трех дочерей саама. Старших двух он убивает, но младшая находит их и оживляет. Она прячет сестер в меш ки и велит медведю отнести гостинцы ее родителям. Не сколько раз животное пытается заглянуть внутрь мешков, однако каждый раз оттуда доносятся голоса сестер: «Дале ко слышу, далеко вижу». Так младшая сестра смогла всех спасти, еще и медведя обмануть. В сказке «Кичкушка и Кочкушка» медведь обманом женится на девушке, но два ее брата спасают сестру и наказывают медведя. В сказке «Медведь и одноглазая девочка» повествуется о том, как животное крадет девочку, приносит ее медведице, и они оставляют ребенка приготовить им суп, а сами уходят. Од ноглазая девочка варит суп для них из медвежонка и сбега ет, пока медведь и медведица едят. В этих сказках медведь предстает не только жестоким, своевольным, но и хитрым, 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz