Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Сказка «Мяндашнийд» повествует о том, как Мяндаш- парнь решил взять замуж себе человеческую дочь, для чего его мать, Мяндаш-дева, отправилась к старику, у которого было три дочери. По очереди добирались они до вежи бу­ дущего супруга, проходили через испытания, но только са­ мая младшая сумела их всех пройти и стать женой Мяндаш- парня. Однако она не выполнила строгого наказа мужа и до­ пустила, чтобы оленьи шкуры оказались мокрыми от дет­ ской мочи, поэтому через некоторое время олень от нее убежал. Тот же мотив обыгрывается в таких сказках, как «Почему олени живут отдельно от людей», «Дедушка у вну­ ков». Сюжеты их сводятся к ответу на вопрос: почему олени и саами живут отдельно друг от друга. В обеих сказках жены ослушиваются мужей-оленей и сушат оленью шкуру, замо­ ченную детской мочой, на солнце, поэтому Мяндаш убегает в лес, а за ним убегают и все его дети. О желании молодого оленя взять в жены женщину из человеческого рода повествуют сказки «О диком олене», «Олень-дикарь», «Оленьи ласты» и «Ловта о Мяндаше». В них описывается превращение дикого оленя в человека, сю­ жет выстраивается единообразно: у старика со старухой обычно три дочери, к которым приходят свататься по очере­ ди ворон, тюлень и олень. Переступив порог, животные пре­ вращаются в людей. Каждому из гостей старик со старухой отдают в жены дочерей по старшинству: ворону - старшую дочь, тюленю - среднюю, оленю - младшую, а через неко­ торое время старик идет проведать своих детей и видит, что самой счастливой оказывается младшая дочь, вышедшая за­ муж за оленя. В этих сказках олень предстает гостеприим­ ным, заботящимся о своей семье, к старшим он относится с 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz