Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов Материалом исследования являются 33 волшебно тотемные сказки из сборника Г.М. Керта [3]. Г.М. Керт выделяет волшебно-тотемные сказки как один из видов саамских сказок о животных [3, с. 8]. Вол- шебно-тотемные сказки - сказки, в основе которых лежит предположение о кровной связи людей с животными. Древ ние люди приписывали тотемам-животным или природным явлениям сверхъестественные возможности, в то же время наделяя их чертами, свойственными человеку. Волшебно-тотемные саамские сказки в сборнике Г.М. Керта можно классифицировать на основании наличия в них тех или иных животных: 1) сказки об олене, 2) сказки о собаке, 3) сказки о медведе, 4) сказки о лисе. Кроме этого, существуют и сквозные персонажи - во рон и тюлень, которые появляются только в 4 сказках и осо бой роли в сюжете не играют. Сказок об олене насчитывается четырнадцать. Глав ным героем в них является дикий олень Мяндаш, тотемное животное для саами. Все сказки выстраиваются на основа нии обожествления Мяндаша, однако сюжеты сказок раз нятся. В «Молитве Мяндаша» говорится о встрече Мяндаш- хирваса и охотника. Мандаш упрекает человека за то, что тот ослушался главного завета саамских охотников - не убивать в хирвасном стаде диких оленей. В результате олени боятся жить, опасаются человека. Дикий олень Мяндаш предупреждает, что если люди не прекратят убивать оленей, то охота для них окончится, а без этого саамы не смогут вы жить. В этой сказке олень предстает строгим, справедливым, носителем заветов коренного народа Севера. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz