Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов саамов источником лекарств (чтобы уберечь себя от цинги, саамы ели мороженое мясо и пили свежую оленью кровь), жизнедеятельности, еды и одежды. Дикого северного оленя саамы почитали как своего прародителя-Мяндаша и проис хождение свое вели от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у ко торой родился теля-сын [10, с. 59]. Полукочевой народ, саа мы так объясняли свой образ жизни: «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним» [4, с. 41]. Кочевание саамов зависело и от биологических особенно стей поведения оленей, рыб, птиц. Анализ паремий с упоминаниями животных показал, что наиболее многочисленными являются группы с упоми нанием оленей, рыб, птиц, собаки. Среди них можно найти паремии как с положительными, так и отрицательными кон нотациями. На основе проанализированного материала можно сде лать выводы об образности пословиц и поговорок саамов: 1) Образ птицы - один из образов, который, как нам кажется, используется в основном только для выявления та ких положительных черт характера человека, как индивиду альность: •К аж дая птица должна рядит ься в свои перья (то есть каждому свое, «не зарься на чужое») • Каж дая птица поет своим голосом (то есть каждому свое, «не зарься на чужое») Зрелость: • Не начинай летат ь, пока не обретешь крылья. - всему свое время. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz