Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов Самую большую группу пословиц и поговорок состав ляют паремии с упоминанием птиц. На наш взгляд, причина этого кроется в мифологических представлениях саамов [7]. Образ птицы - уточки - связан с сотворением мира, кроме то го, образ птицы в саамской мифологии связан с оленем: «Подрастая, олень приобретал черты летящего существа, превращался в птицу, которая становилась добычей мужчи- ны-охотника. Образ оленя-птицы раскрывается в охотничьем мифе о Мяндаше: «Черную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные его ды хание, они несут его в полете, в пути» [8, с. 256]. Вторая по количеству пословиц группа содержит па ремии с рыбой. Образ жизни саамов тесно связан с рыбо ловством, рыбу употребляли в пищу, шили из нее сумки, изготовляли иголки, делали амулеты. Без рыболовства не возможно представить себе жизнь саамов и их культуру. Образ рыбы также занимал большое значение в мифологи ческих представлениях северного народа. «Шкура убитого оленя, брошенная в реку, превращалась в рыбу (лосося). Женщины-рыбачки вылавливали ее, и шкура превращалась в оленя. «Вся эта взаимопорождающая цепочка реинкарна ций (рыба-олень-птица-олень-рыба), развернутая по верти кали мирового древа, позволяет проследить мифологиче ские истоки и связь разных форм промысловой деятельно сти» [8, с.256]. Третью по численности групп занимают пословицы с упоминанием оленей. Олени не зря занимают столько места в саамском фольклоре, паремиологическом фонде языка ко ренного народа. В основе этнографической самобытности саамов лежит оленеводство [2, с. 46]. Олени всегда были для 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz