Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов Север, должны еще многому учиться у лопарей, как жить на Севере и применяться к его суровой природе. С нашею евро пейскою обстановкою мы можем жить только у моря, в горо дах, но лишь только пожелаем уйти в глубь страны, необхо димо должны обратиться в лопаря, одеть его превосходную, самую практичную для Севера одежду и учиться у него приемам оленеводства, которое надолго, если не навсегда, ос танется самым существенным для Севера вопросом в смысле путей сообщения. Ни конные пути, ни железные дороги не могут соперничать с путями оленьими»21. Замечания о мировоззрении лопарей, их жизненных ценностях содержатся в путевых записках ученого-практика А.П. Энгельгардта: «Издавна вольный сын широкой беско нечной тундры, лопарь любит эту тундру и свободную коче вую жизнь... Вообще лопарь ясно высказывает, что его жизнь не в пример для него приятнее и лучше, чем жизнь городских жителей». Размышляя о том, что лопарь никогда не променяет свой образ жизни на цивилизованный город ской, Энгельгардт приходит к важному выводу: «Вряд ли они будут счастливее при той опеке, которая предлагается в их, будто бы, интересах, для ограждения их от вымирания... И вопрос еще, не будет ли та культурная жизнь, которую хо тят им преждевременно навязать, лишь способствовать ско рейшему их вымиранию»22. Отношение к саамской культуре как культуре отста лой, нецивилизованной оставалось и в XX в., что сохраняло стереотипы о тяжелой жизни саамов и их скорейшем выми- 21Островский Д.Н. Лопари и их предания. М.: Типография А.С. Су ворина, 1889. С. 17. “ Энгельгардт А.П. Русский Север. С. 64-66. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz